|
Людмила
ОБУХОВСКАЯ "Совершишася" совершится Никита
КАСЬЯНЕНКО «Евангелие» от Караманова Ирина Силинг Послание потомкам "Совершишася" совершится Людмила ОБУХОВСКАЯ Адрес статьи
http://www.kp.crimea.ua/newspaper_details.php?newspaper_id=60 13 декабря в Киеве
состоится мировая премьера симфонического цикла нашего гениального земляка Алемдара Караманова. Об этом
событии беседуем с руководителем крымской группы оргкомитета премьеры,
заслуженным работником культуры и лауреатом премии АРК Ириной Силинг. -
Любители классики, поклонники творчества Алемдара Сабитовича давно ждут исполнения цикла "Совершишася", о котором речь идёт уже несколько лет.
Помнится, нам обещали премьеру в Крыму четыре года назад. Не сложилось.
Давайте напомним читателям об этом произведении. Когда оно написано, почему
вызывает такой интерес? -
Этот грандиозный симфонический цикл из четырёх симфоний и 10 частей написан в
1965-1966 годах, когда Караманов вернулся из Москвы
в родной Симферополь. Общение с христианским художником Георгием Бостремом буквально перевернуло представление Алемдара о религии, и он обращается в православную веру.
Душевные искания тех лет вылились в грандиозное произведение. "Совершишася" стала переломным моментом в творчестве
композитора, который утверждает, что написание симфонии - посланное ему свыше
откровение: "Я получил откровение с небес и очень тщательно, осторожно,
бережно обращался с этим материалом: он такой простой и ясный, такой мощный и
светлый...". Попытки исполнить цикл предпринимались не раз, начиная с
2000 года. В 2002 году дирижёр Алексей Гуляницкий
практически подошёл к премьере. Была даже сделана черновая запись исполнения
всей симфонии на диск значительно усиленным украинскими музыкантами
симфоническим оркестром Крымской государственной филармонии. Однако
"прозаические" проблемы финансирования проекта оказались тогда
непреодолимыми, и премьера так и не состоялась. Через год, во время открытия
IV Международного конкурса молодых пианистов в Симферополе, удалось исполнить
первую часть цикла "Ибо так возлюбил Бог мир". Затем эту же часть
"Совершишася" исполнил Красноярский
академический симфонический оркестр под управлением Эдуарда Гулбиса. И вот,
наконец, премьера "симфонического Евангелия от Караманова",
как называют это произведение, стала реальностью. Руководитель проекта
Александр Жигун сумел привлечь к участию в этом
беспрецедентном по масштабам проекте лучшие творческие коллективы Украины. -
Где состоится премьера и кто будет играть? -
В Национальном дворце искусства "Украина". Исполнят симфонический цикл расширенный состав заслуженного академического
симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины, два академических
хора, хор мальчиков Национальной музыкальной академии, хоровые коллективы
украинских конфессий. Руководить ими будут три
сменяющих друг друга дирижёра. -
Услышат ли "Совершишася" крымчане? -
Планируется поездка крымской делегации в Киев на премьеру. Предполагается
трансляция по одному из международных TV-каналов. Идёт работа над тем, чтобы
повторить премьеру в Крыму. -
Нашим читателям наверняка будет интересно узнать о творчестве Алемдара Караманова, которого
во всех музыкальных энциклопедиях называют "величайшим
симфонистом". -
Алемдар Сабитович написал
24 симфонии, что является абсолютным рекордом в истории музыки XX века. А ещё
он известен миру во многом благодаря симферопольскому международному конкурсу
молодых пианистов и как автор многочисленных фортепианных шедевров, радующих
слушателей и исполнителей самого разного возраста. Фортепианные концерты Алемдара Караманова с
удовольствием и успехом играют совсем юные, только начинающие творческий путь
музыканты. В то же время эти произведения - настоящая репертуарная
сокровищница исполнителей высочайшего класса. -
Судя по всему, мы становимся свидетелями того, как "великий
неизвестный" (так именуют Алемдара Караманова в справочных изданиях) обретает заслуженную и выстраданную
славу? -
Это не значит, что Караманова не знают в мире. Во
многих странах его любят и ценят. Но композитор никогда не занимался своей
"раскруткой". Великий труженик не любит никакой публичности. А без
этого попасть в медийный поток попросту невозможно.
Но не случайно в 1995 году знаменитый музыкальный критик Норман
Лебрехт озаглавил свою статью в лондонской газете
"Дейли Телеграф" "Неизвестный - но
не надолго...". Его слова оказались пророческими. Многочисленные
симфонические, инструментальные, хоровые и вокальные произведения Алемдара Сабитовича вошли в
репертуар многих замечательных музыкантов и музыкальных коллективов всего
мира. -
Можно сказать, что особенный прорыв сделан в этом году? -
Это действительно так. И не только потому, что впервые прозвучит долгожданная
грандиозная симфония. Весь нынешний год буквально наполнен музыкой Караманова. В апреле в Киеве, в Колонном зале
Национальной филармонии, состоялась премьера Реквиема. Её подготовили
народная хоровая капелла "Почайна"
Национального университета "Киево-Могилянская
академия" и Государственный эстрадно-симфонический оркестр под
управлением Александра Жигуна. В июне киевские
меломаны услышали одно из самых проникновенных, возвышенно-трагических карамановских произведений - ораторию "Stabat Mater", которую
композитор посвятил своей матери Полине Сергеевне. Услышав когда-то эту
музыку, Альфред Шнитке сказал: "Stabat Mater" - это
послание всему человечеству. В оратории со всей полнотой проявился карамановский синтез культур и эпох: аскетизм романо-католицизма, византийские
псалмы, высокий дух Баха, романтизм XIX века и величие Древнего
Востока...". -
Это было первое исполнение оратории? -
На Украине - да. Но одиннадцать лет назад "Stabat
Mater" с огромным успехом прозвучала в
Лондоне, в Вестминстерском аббатстве. Ораторию пел хор Лондонского хорового
общества. Только в последние два года музыка Алемдара
Сабитовича звучала в Берлине, Софии, Минске, над
ней работали знаменитые музыканты Правоторов, Спиваков, Гулбис. В апреле этого года в Санкт-Петербурге дирижёр Александр Титов и академический
симфонический оркестр исполнили в Большом зале филармонии Двадцатую
симфонию "Блажени мертвии",
которая входит в цикл симфоний "Бысть" по
Апокалипсису. Как
видим, в мире знают и ценят нашего земляка. Пришла пора и в родном Отечестве
поднять его на вершину славы. Адрес статьи http://www.kp.crimea.ua/newspaper_details.php?newspaper_id=60 «Евангелие»
от Караманова Никита КАСЬЯНЕНКО,
Симферополь Адрес статьи
http://www.day.kiev.ua/174098/ Сегодня в Киеве впервые
будет полностью исполнено произведение, которое выдающийся композитор написал
46 лет назад.Cимфоническое
Евангелие «Совершишася» написал один из самых
выдающихся композиторов современности Алемдар Караманов. Впервые эта симфония, состоящая из десяти
частей, будет исполнена полностью. К сожалению, сам Алемдар
Сабитович болен и не смог приехать в Киев на
премьеру, о которой мечтал всю жизнь. «День» попросил рассказать о
композиторе известного в Крыму музыкального деятеля, директора Симферопольской музшколы,
руководителя Фонда им. Караманова в Крыму Ирину Силинг. Она встретила меня в
своем кабинете и сразу высоко подняла в руках четыре огромных книги с нотами,
партитуру симфонического цикла «Совершишася». — Подержите этот труд в руках, — попросила И. Силинг. Я взял четыре огромных тяжелых партитуры и ощутил
их вес. А в том, с каким трепетом люди из мира музыки относились к этим нотам
Караманова, воплощалась священность и сложность
этого произведения. — Специалисты в области
музыки считают, что это труд равноценен пирамиде Хеопса, Эйфелевой башне,
роману «Война и мир» Толстого, — рассказывает И. Силинг.
— Алемдар Караманов — это
Лев Толстой в музыке, а возможно, даже больше. Композитор говорил, что это
сочинение продиктовано ему Богом, не зря симфонический цикл называют
«Симфоническим Евангелием от Караманова», оно и
написано по четырем Евангелиям. «Совершишася» —
написано 46 лет назад! В нем композитор выдержал все классические каноны, и
это произведение фактически открывает ХХI век в
музыке. В 2002 году в Крыму мы
пытались исполнить эту симфонию, но премьера так и не состоялась. Мы считаем,
что, видимо, время не пришло и Бог не дал нам это
сделать. Известный и талантливый дирижер Алексей Гуляницкий
тогда урезал симфонию наполовину. Там 180 минут звучания, ее исполняют 400
музыкантов, это сложнейшая музыкальная архитектура, грандиозное полотно. Хотя
мы широко разрекламировали концерт, но он не состоялся. До сих пор «Совершишася» исполнялась только частями… — Какая судьба других сочинений Алемдара
Караманова? — Этот год можно назвать
поистине «Годом Караманова в Украине». В апреле в
Киеве был исполнен его «Реквием», в июне оратория «Stabat
Mater». А вот цикл из шести симфоний «Бысть», написанный по «Апоклипсису»
в 1976—1981 годах, до сих пор публика так и не слышала полностью. В Санкт-Петербурге исполнен был только небольшой фрагмент.
Мы надеемся, что цикл вскоре полностью исполнят в
Украине. Симфония «Аз Иисус» — музыкальное воплощение пришествия Христа на
Землю, отражение победы Бога над Дьяволом, торжество свободного духа, это
музыкальное выражение страданий человечества. Она исполнялась в 1995 году в
Берлине. — Есть ли записи музыки Караманова,
почему до сих пор у нас он не столь популярен, как в Европе? — В Европе записи Карманова широко распространены, у нас небольшими
тиражами изданы только часть его произведений. Вот сейчас только будет
записана «Совершишася». Мы должны сделать все,
чтобы эти музыкальные произведения исполнялись в Крыму, на его родине, и сам Алемдар Сабитович, который
из-за возраста уже вряд ли сможет поехать далеко из Симферополя, смог их
услышать. Но за это должен взяться человек, который любит не себя в музыке, а
гениальную музыку Караманова. — Вам известно, как пишет Алемдар Сабитович? — Он никогда не пишет за инструментом. Может гулять, вслушиваясь в мелодии города, леса, поля, улиц, в мир, в шелест, звуки, крики, гром, лязг, в себя, а потом говорит: «У меня голова как будто раскрывается, и там звучит новая музыка». Вот тогда он садится и записывает партитуру. Алемдар Сабитович, кстати, не может слушать чужой музыки. Он не хочет, чтобы в его естестве с его ритмами и мелодиями смешивались другие ноты. Он бережет свою композиторскую первозданность. — Караманов широко известен и как автор «Гимна Крыма», о котором существуют неоднозначные мнения. Как вы считаете — это успех или неудача композитора? — Один музыкант как то сказал: «Алемдар, ты написал не «Гимн Крыма», а «Гимн ООН». В этом произведении гениальная музыка. Там весь Алемдар — восточные «перлы» и полиритмия, там есть чувство разных эпох. Но когда Ольга Голубева написала стихи, то ритм текста непросто лег на музыку. «Гимн» спасла гениальность певца Юрия Богатикова. — Алемдара Сабитовича можно назвать признанным композитором в мире. Но в чем причина того, что он не стал таким популярным в Украине и в бывшем СССР, как другие композиторы-шестидесятники? — Музыка Караманова гениальная! Он в музыку не входил, а ворвался. Но, понимаете, у него форма любого музыкального произведения, начиная от детских пьес и кончая симфониями, ораториями, такова, что ее надо уметь выстроить при исполнении. Для этого надо иметь образование и чутье. Я слушала его рондо, его баллады — и только редкие музыканты смогут донести до слушателя глубину этих произведений. Признание Караманова пришло к нам из-за рубежа. Подтверждается крылатая фраза о том, что «нет пророка в своем отечестве. Интеллектуальная музыка должна войти в человека через какое-то время. В Караманове соединилась вся сложность и противоречивость шестидесятничества. Знаменитые Губайдуллина, Шнитке, Денисов — это его сокурсники. Караманов как бы мессия в музыке. Он родился таким. Когда он учился в Московской консерватории и в аспирантуре, то Шнитке говорил, что когда мы чему-нибудь только учились, то Алемдар это уже умел. Когда говорят, что Караманов религиозный композитор, потому что многие его произведения написаны по мотивам божественных книг, то это не совсем правильно. Композитор только использует в своих произведениях божественную форму, а содержание его сочинений — это душа современного человека во всей ее сложности. — Какая причина того, что Караманов возвратился в Крым из Москвы? — Потому что он никогда не был номенклатурщиком. Алемдар никогда не приспосабливался, не искал себе места под солнцем, а просто творил. Он все бросил в Москве, когда понял, что там задыхается. Когда он вернулся в Крым, то сумел избежать влияния авангардизма в музыке (он как бы сразу стал классиком). В Крыму композитор переродился. Алемдар принял христианство, крестился в уже зрелом возрасте (закончив консерваторию). Именно в Крыму Караманов написал «Совершишася» и «Бысть». В Симферополе он просто творил, как не мог этого делать в Москве. Именно в Крыму начался новый период его творчества. — Есть у Караманова школа? — В прямом понимании нет. Он не педагог, а композитор-творец. Алемдар Сабитович не объясняет, почему именно так, а не иначе он написал то или иное произведение. Музыковеды находят в его музыке массу новшеств, например, одно из них — поглощение минора мажором и другие оригинальные приемы… — Над чем сейчас работает Алемдар Сабитович? — Он написал оперу на текст крымского поэта Валерия Чепурина. Это уже второе такое сочинение, первое было лет двадцать назад. Алемдар Сабитович полон творческих замыслов. — Какова атмосфера вокруг него, она способствует творчеству, его окружают понимающие его люди, у него нет конфликтов? — Алемдар Сабитович абсолютно бескорыстный и бесконфликтный человек. Я бы назвала его большим ребенком. Атмосфера у него благоприятная только несколько лет. Теперь композитор живет в нормальных условиях благодаря его сестре, которая смогла убедить бизнесмена Романа Абрамовича, и он выделил несколько грантов для развития творчества Караманова. В последнее время музыку Алемдара Сабитовича стали чаще исполнять, и это принесло комфорт в его жизнь. Он не умеет просить, никогда ничего не требует. Власть никогда не помогала жить автору «Гимна Крыма». Если бы видели, как он жил до 1999 года! У композитора отключали за неуплату отопление, телефон, пол в квартире провалился, но все это не беспокоило Караманова. Он человек совсем другого мира, он Композитор с большой буквы, творец, не обращающий внимания на быт. Однажды я нашла его детскую рукопись — аккуратненько написаны гениальные ноты. Я решила купить ноты для музея школы, и говорю: «Алемдар Сабитович, сколько бы вы хотели, чтобы мы заплатили за эту рукопись?» Он отвечает: «Сто!». Я говорю: «Сто — чего?» Он: «Нет, тысячу!» Я говорю снова: «Тысячу — чего?» Он тогда покосился так на меня и говорит: «Ну что вы, возьмите просто так!». В этом весь Караманов. СПРАВКА «Дня» Алемдар Караманов родился в сентябре 1934 года в Симферополе, где поселились его отец, выходец из Турции Сабит Караманов, и мать — Полина Величко, жительница села Кореиз. Отец — выпускник Коммунистического университета в Москве, налаживал новую жизнь в Крыму, в частности в Бахчисарае. Поэтому сына назвали Алемдар, что значит «впереди несущий знамя». В 30-х годах Сабита Карамановa сняли со всех постов, он был морально раздавлен, но может быть потому, что он оставался гражданином Турции, его не репрессировали. Однако в 1944 году он был депортирован из Крыма, в 1945 году репрессирован, 1953 году освобожден, в 1955-м скоропостижно умер. Десятилетний Алемдар вместе с бабушкой, матерью, сестрой и братом оставался в Крыму. С пяти лет он сочиняет музыку, к девяти завершил оперу и несколько сонат. В 1953 году одаренный выпускник Симферопольского музучилища приезжает в Москву. Его берут сразу. После окончания он поступает в аспирантуру. За десять лет пишет десять симфоний. Михаил Ромм показал ему кадры еще не смонтированного фильма «Обыкновенный фашизм» и Алемдар Караманов написал музыку к нему. Москва тех лет — это подъем шестидесятничества. Но с другой стороны — рецензирование художественных произведений при помощи бульдозера, гонение на Пастернака, неистовые проработки интеллигенции Никитой Хрущевым. И Алемдар Караманов уезжает в Крым. Сам Караманов рассказывал, что к 1964 году он завершил цикл из шестнадцати фортепианных фуг. Для дальнейшего творчества ему нужны были «тишина, одиночество, таинство неба». В Крыму он встретился с Георгием Бостремом. Беседы композитора и художника привели к откровению Евангелия, и Караманов начинает писать «божественную» музыку. 1965 и 1966 годы были целиком посвящены написанию «Совершишaся». В 1967 году появилась месса «Stаbаt Mater», про которую Альфред Шнитке сказал, что «это послание всему человечеству». В 1976—1981 годы рождается шесть симфоний «Бысть» по Апокалипсису. В 2000-м году Алемдар Караманов стал лауреатом Национальной премии им. Т. Г. Шевченко. №218, середа, 13 грудня
2006 Татьяна ПОЛИЩУК, «День» Адрес статьи http://www.day.kiev.ua/174319/ Путь к слушателю этого монументального произведения знаменитого крымского композитора был невероятно длинным — более четырех десятилетий («День» писал об этом в №218). К сожалению, из-за болезни Караманов не смог присутствовать на концерте. Но о том, что публика высоко оценила его симфонию — композитор узнал сразу же после концерта от позвонивших в Симферополь его сестры Севиль Крылатовой и сына Олега Караманова, специально приехавших на премьеру в Киев. «Свершишася»
— музыкальное полотно, повествующее о земной жизни Иисуса и его воскресении.
Произведение Караманова прославляет Бога, который
страдал ради человечества, чтобы подарить людям надежду на жизнь вечную.
Симфоническое Евангелие состоит из десяти частей. Его исполнили: оркестр
Национальной государственной радиокомпании Украины (дирижер Владимир Шейко), Хор им. П. Майбороды
НГРУ, капелла «Почайна» Киево-Могилянской
академии, Хор мальчиков и юношей НМАУ им. П. Чайковского и солисты —
виолончелист Александр Высочин, тенор — Сергей
Бортник. Музыка Алемдара Караманова уже с
первых мгновений захватывает слушателей и уже не отпускает до финала. В
симфонии композитору удалось гармонически передать музыкальный образ
Евангелия и казалось, что это сам Бог говорит с собравшимися в зале дворца, настолько возвышенной,
гармоничной, образной является это произведение Караманова.
Музыка Аламдара Сабитовича
потрясает. Она никого не оставляет равнодушным. Она требует не просто
внимательно ее слушать, но и сопереживать. А это в наш прагматичный век
сложно. Организаторы взяли на себя титанический труд — познакомить публику с
выдающимся произведением, написанным нашим современником. Желая, чтобы
симфонию услышали как можно больше слушателей, они организовали премьеру на
главной сцене нашей страны. Это очень символично, но есть одно маленькое «но»
— зал Дворца «Украина» не совсем идеальное место по акустике. А музыка Караманова настолько полифонична,
богата звуковыми оттенками, что даже микрофоны и подзвучки
не давали той многоспекторной музгаммы,
сочиненной композитором. И еще одно «но»: пытаясь сопроводить Симфоническое
Евангелие видеорядом (слайды, голограммы), режиссеры хотели как лучше, но это
мелькание кадров, подобранных довольно хаотично, лишь мешало цельному
восприятию эпохальной и величественной музыки Алемдара
Караманова. Но это, так сказать, детали. Главное,
что «Свершишася» наконец обрело свою сценическую
жизнь. После концерта душу
переполняла радость, что мы живем в эпоху Караманова,
и грусть, что маэстро своего триумфа не видит в данную минуту. Хотелось
пожать руку и лично поблагодарить Алемдара Сабитовича за его музыку, очищающую душу, делающую нас
чуть лучше. За его многолетнее самоотверженное служение Музыке, что, несмотря
на удары судьбы, он не просто сам идет вперед, но и нас, своих слушателей, за
собой ведет. В этот вечер мы слышали музыку гения и это не высокопарные
фразы, а реальность. Почему мы скупимся на слова, предпочитая при жизни
мастеров не называть людей неординарных, самобытных — гениальными? Музыку Караманова исполняют в разных странах, а на родине он
живет фактически затворником: никого ни о чем не просит, а просто творит
музыку, которую, по его словам, «ему нашептал Бог». Сочинения Алемдара Сабитовича — это
разговор с прошлым и настоящим, будущим и вечностью. Мы даже не представляем
себе, насколько нам повезло, что легендарный композитор — наш современник. И
нам нужно беречь свое «национальное достояние», которым является А. С. Караманов. Но как это ни печально звучит — сегодня
сводить концы с концами ему позволяют премии и гранды вовсе не правительства
Украины и Крыма (композитор живет в Симферополе с — Мне редко приходится
давать интервью, ныне я домохозяйка, — призналась «Дню» сестра композитора Севиль Крылатова. — Мое
хозяйство — это Алемдар Караманов.
Насколько он велик — можно осознать, побывав на данном концерте и услышав его
«Свершишася». К этой премьере мы шли вместе с
братом более 40 лет. За свой счет я переписывала ноты, ксерокопировала
партии, сама отвозила партитуры музыкантам. Моя душа давно отдана этой
симфонии. Мне трудно говорить. Я потрясена оркестром, дирижером, хористами. Я
счастлива, что побывала на премьере и все свои впечатления передала Алемдару. Он волновался: как публика примет его
произведение, поймет ли? Мы привезем ему видеозапись, и он услышит то, о чем
мечтал так много-много лет. Ныне Алемдар Сабитович, несмотря на то, что у него больное сердце и
ему трудно ходить, продолжает много работать. Он закончил оперу об Иоанне
Златоусте. Это произведение необыкновенной красоты и гармонии. Сейчас на
музыку будет написано либретто и, возможно, скоро в Киеве мы увидим премьеру.
Брат никогда не пишет под заказ, а он сочиняет по велению свой души и сердца,
своему духовному озарению, как он говорит «с чистого листа неба». Я хочу
поблагодарить председателя фонда «Русское исполнительское искусство» Валерия
Ворону, который финансово помогает Алемдару Сабитовичу, и ныне, приехав в Киев на премьеру, вновь
передал гранд. Хочу через вашу газету обратиться к представителям власти
Крыма или Украины, чтобы они решили вопрос стипендии ли гранда,
позволяющего достойно существовать Караманову или
предоставили ему нормальную квартиру. Он сегодня живет в крошечной
комнате (вся квартира — — Алемдар
Караманов — очень известная личность в музыке, —
сказал «Дню» композитор Евгений Станкович. — В
симфонии он по-новому раскрылся перед слушателями, явив оригинальную манеру
музыкального письма, свою стилистику. Караманов
начинал как радикальный композитор на ряду со Щедриным, Шнитке,
Губайдуллиной и Денисовым. С Мирославом Скориком он учился вместе в
аспирантуре при Московской консерватории. Алемдар в
ту пору писал экспансивную и неординарную музыку, приближенную к авангарду.
Но через некоторое время в жизни и судьбе Караманова
произошло нечто, приведшее его к написанию музыки на библейские сюжеты. В
этом концерте мы услышали результаты его духовных и внутренних поисков. «Свершишася» — огромное произведение. Я бы не рискнул его
назвать «Музыкальным Евангелием», т. к. нужно очень осторожно людям на земле
относиться к Божьему слову. А Караманов с Богом на
Вы. Эта симфония — попытка отобразить свое внутренне отношение тех событий,
которые он познал, пережил как человек и как творческая личность. В музыке он
передал свои ощущения, приближая слушателей к теме о Бога и Евангелия.
Композитор использует демократичный музыкальный язык. Он вмещает в себя много
направлений, словно аккумулирует полифонию нашего времени. Можно поздравить Алемдара Сабитовича с довольно
успешной премьерой. В концерте были
использованы световые подсветки, голограммы, слайды. Желание организаторов
творческого проекта использовать современные технологии похвально, но в
данном случае симфония Караманова самодостаточна и его музыке не нужны никакие
картинки-иллюстрации. Тем более что они хаотично появлялись по ходу
исполнения симфонии, но не имели той сильной драматургии, как карамановская музыка. Технические накладки, постоянное
повторение пейзажей и картин, не имеющие отношения к музыке и к Евангелию,
мне кажется, только отвлекали публику. Хотелось бы отметить
музыкантов оркестра. Они молодцы. Сделали большую и сложную работу. Была
проблема с акустикой, но это из-за зала «Украины». Он не приспособлен для
исполнения симфонической музыки: нет здесь мощной и хорошей озвучки. Зал дворца хорош для эстрадных концертов, а не
для камерной и симфонической музыки. Но это проблема давняя. Увы, в Киеве нет
большого зала с качественной акустикой (на 4000 — 10000 мест) для таких
концертов, как нынешний, когда выступают симфонический оркестр и три хора. Но
несмотря на некоторые шероховатости, оркестр и хористы прекрасно выступили и
можно сказать огромное спасибо организаторам, что музыка Караманова наконец дошла до слушателей. Дай Бог
композитору здоровья, чтобы он еще много раз нас радовал новыми
произведениями.
Ирина Силинг «Крымские
известия», 26 декабря 40 лет назад, в далеком 1966 году, заглянув в Симферопольский парк им. Шевченко, можно было увидеть человека, отрешенно вышагивающего по его аллеям. Бесконечный маршрут длился часами, днями, месяцами. Кто мог тогда подумать, что этот крохотный клочок зелени и тишины, посреди пылящего, грохочущего и дымящего Симферополя, был именно тем местом, где создавалось одно из грандиозных творений нашего времени- симфонический цикл «Совершишася»? Тот человек, в голове которого прозвучала великая музыка, воплотившаяся в великую симфонию- Алемдар Сабитович Караманов, наш земляк и современник. До сих пор журналисты и музыковеды задаются вопросом: как мог, признанный всеми «столп авангардизма», чье имя звучало в одной «обойме» с именами Шнитке, Денисова, Губайдуллиной, вдруг стать автором «Симфонического Евангелия»? Еще в Москве, учась в консерватории, Караманов, пытаясь понять духовный смысл своего творчества, обратился к вере. Для него это было время тяжелейшего кризиса, время предчувствий какого-то своего, истинного призвания. И вот, в какой-то миг Алемдар отказывается от всего привычного, удобного и респектабельного, что сулило ему пребывание в Москве в статусе члена союза композиторов СССР, и возвращается в родительский дом, в Симферополь, на улицу Войкова. Среди его новых знакомых-православный художник Георгий Бострем, священник отец Леонид. Изучение священных текстов, беседы с этими незаурядными людьми помогают сделать выбор- в 1966 году Алемдар крестится в православной церкви Всех Святых. В те времена эта маленькая церковь находилась на грани ликвидации и только заступничество известных симферопольцев спасло ее от этого. Среди них был и Алемдар Караманов, который пожертвовал церкви весь свой гонорар за музыку к кинофильму М. Ромма «Обыкновенный фашизм». И вот наступил момент, о котором позднее сам Алемдар говорил так: «Иисус Христос явился мне духовным образом. Я его не видел своими плотскими очами. Он проникнул всю мою сущность Духом святым и поднял на небо. И я ходил три дня на небесах, а потом стал писать музыку, и дух запел». Так возник симфонический цикл «Совершишася». И вот, спустя 40 лет, 13 декабря 2006 года мы имели счастье быть на премьере «Совершишася». Киевский зал Национального дворца искусств «Украина» начал заполняться еще за час до концерта. Случайные прохожие удивленно смотрели на празднично одетых людей, которые шли к залу, вмещающему 5 тысяч зрителей. Многие, светло улыбаясь, несли букеты цветов, вели за руку маленьких детей. Поразительно, но не прозвучав еще не единым звуком, симфония уже излучала благость! Среди присутствующих радостно было видеть знакомых крымчан. Оказывается, некоторые из них целыми семьями специально приехали в Киев на концерт. И вот оркестр заполняет сцену. Несколько минут ушло на обязательные в таких случаях слова об авторе и исполнителях, спонсорах и благотворителях. И вот – звучит «Совершишася»! Не только опытные меломаны знают, что не принято аплодировать между частями исполняемого симфонического произведения. Но в этот вечер овации возникали после каждой из десяти частей цикла. (Кстати, в одной из них солировал на органе наш земляк, выпускник Симферопольского музучилища Антон Колисниченко). Дирижеры Владимир Шейко и Александр Жигун, хор им. П. Майбороды, капелла «Почайна» Киево-Могилянской академии, хор мальчиков и юношей музыкальной Академии им. П. Чайковского и солисты- виолончелист Александр Высочин, тенор Сергей Бортник- все 250 человек вдохновенно осуществили действо, которое не оставило равнодушным ни профессиональных музыкантов, ни простых любителей музыки и пришедших с ними «за компанию». . Роскошные официальные корзины цветов от Президента Украины и Верховной Рады Крыма, (последнюю вручал Сергей Павлович Цеков) буквально утонули в море цветов «от простых» людей. На следующий день, как написали бы в старину, Караманов проснулся знаменитым, а все мы осознали, что живем в эпоху Караманова Через три дня после киевской премьеры мы пришли к нему на улицу Войкова. Мы стоим в маленькой комнате Алемдара. В дальнем углу – кровать, на которой лежит больной композитор. Противоположный угол комнаты зияет зловещей черной трещиной, угрожающей разрушить всю стену. Алемдар ее не видит. Как не замечает тесноты и ветхости своего жилища. Как не замечает скудости своего рациона, бедности одежды. Нужны ли ему почести, гранты, звания и корзины цветов? По большому счету, не нужны. Он и без этого будет творить, ему нужно только одно- работать. Но каково нам, его современникам и землякам, осознавать, что гениальный музыкант прозябает в нищете?
|
|