С. Крылатова

 

 

 

СОВЕРШИЛОСЬ

   

«Совершилось» - последнее слово, которое произнес Иисус Христос в своей земной жизни. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (19, 30).

    «Совершишася» - так величественно и возвышенно звучит на старом церковнославянском языке последнее слово Иисуса Христа.

    «Совершишася во славу Богу во имя Господа Иисуса Христа» - так назвал свой десятичастный симфонический цикл мой брат композитор Алемдар Караманов. На начальном листе партитуры первой части цикла после названия симфонии написано: «По Евангелиям от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, с новой песнью на псалом Давида № 117. Во исполнение пророчества Давидова: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля», и пророчества Исайина: «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли», и пророчества Иоаннова: «Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами». Ниже на нотных линейках слева крупными печатными буквами написано: «Посвящается Церкви Божией», а справа скромными прописными — «Сочинено по вдохновению свыше рабом Божиим Алемдаром Карамановым. 1965-1966 г.г.»

    Через сорок лет, 13 декабря 2006 года, симфонический цикл «Совершишася» был впервые исполнен в Киеве, в Национальном дворце «Украина». Мне довелось побывать на этой грандиозной мировой премьере, и я могу смело утверждать, что подобной премьеры ранее никогда не было не только в Украине, но и в России. В Национальном дворце «Украина» 3600 мест, и он был полностью заполнен, на входе даже спрашивали лишние билеты. Премьера была очень хорошо подготовлена: заранее отпечатаны большим тиражом (12000) на украинском языке программки с названиями частей симфонии и ссылками по их содержанию на тексты Евангелия; программки были бесплатно распространены. Были развешены очень красочные афиши, в метро шла видео реклама, состоялась пресс-конференция, опубликованы статьи в газетах.

    Я знаю, как в Москве трудно собрать публику на симфонические концерты, как часто организаторам концертов приходится прибегать к помощи так называемых «бабушек» - городского совета ветеранов, получающего приглашения на концерты, на которые продано слишком мало билетов, и распределяющего их по районным советам и советам ветеранов различных министерств и ведомств. Иногда и я бываю на таких концертах по приглашениям своих приятельниц. Поэтому затея организаторов премьеры в Киеве мне казалась просто безумием - на симфонический концерт зал на 3600 мест! Да если они продадут хотя бы 500 билетов - и то это будет большая победа! И второй вопрос, который волновал меня в Москве, - сколько из тех людей, что придут на концерт, останется на второе отделение, и не будет ли величественный финал с оркестром, тремя хорами и солистом тенором, поющими хвалу Господу на 117-й псалом Давида, звучать в уже опустевшем зале?

    Однако все мои опасения оказались напрасными. Господь так управил дела организаторов концерта, что первое исполнение великой музыки, написанной во славу Его, оказалось поистине грандиозным.

    Первым потрясением для меня была толпа людей у входа и то обстоятельство, что зал полностью заполнен, даже балкон. Я не верила своим глазам и в изумлении оглядывала и ряды партера, где сама сидела, и балкон. На концерт пришло очень много молодежи, это объяснялось ещё тем, что среди исполнителей была Народная хоровая капелла «Почайна» Национального университета «Киево-Могилянская академия» - этот университет аналогичен нашему МГУ им. Ломоносова. Никто не покинул зал после первого отделения, в котором исполнялись первые три части симфонического цикла, всё второе отделение, все семь оставшихся частей, публика слушала с напряженным вниманием, в особой, благоговейной тишине, буквально не шелохнувшись, всплеск аплодисментов по окончании каждой части по воле дирижера мгновенно умолкал, не нарушая единодушного состояния сильнейшего эмоционального волнения.

    В 1977 году в Крыму, в г. Симферополе, в Русском драматическом театре им. Горького, состоялся первый авторский концерт композитора Алемдара Караманова, на котором в первый раз исполнялись Седьмая симфония «Лунное море» и Первый концерт для скрипки с оркестром. Вот на этом авторском концерте я впервые поняла, почувствовала разницу во внимании зала - как зал слушает новую, незнакомую музыку в отличие от того, как он слушает музыку, каждый аккорд которой уже много раз слышан, и поэтому хорошо известен. Это был замечательный концерт, большой успех, море цветов, мои земляки крымчане с восторгом приняли чудесную музыку этих сочинений и с радостью узнали, что на родной земле Крыма живет и творит выдающийся композитор современности.

    К сожалению, российские музыкальные коллективы предпочитают играть хорошо проверенную классику - Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Берлиоз, Вагнер, Малер, Чайковский, Рахманинов, Скрябин, - к счастью, в юбилейные годы ещё звучат сочинения Прокофьева и Шостаковича. Поэтому не каждый читатель поймет то, о чем я пытаюсь рассказать, - обостренное внимание зала к музыке, которая слушается в первый раз, а если ещё эта музыка действительно достойна внимания, то в зале возникает совершенно особенное состояние экзальтации, повышенного эмоционального волнения.

    Вот именно такое состояние зала, в котором находилось 3600 человек, возникло на мировой премьере симфонического цикла «Совершишася». Эмоциональное волнение усиливалось видеорядом, который проецировался на большой экран на сцене, позади оркестра. В Интернете были отобраны картины, соответствовавшие содержанию исполняемых частей. Например, если шла вторая часть «Таковых есть Царствие Небесное»- имеются ввиду дети, - то мы видели на экране Иисуса Христа в окружении детей; при исполнении четвертой части «Совершилось» на экране шли картины трех крестов на Голгофе и картины распятого Иисуса Христа, при исполнении седьмой части «Одеждами, смоченными ароматами», мы видели жен мироносиц, оплакивающих снятое с креста тело Иисуса Христа. Восьмая часть - «Его здесь нет, Он воскрес» сопровождалась картиной изумительно прекрасного, сияющего Иисуса Христа с распростертыми вверх и ниспосылающими благодать руками. Все показываемые картины очень усиливали воздействие музыки, она становилась более понятной, более близкой нам, слушателям. Потрясающий прием, но мне кажется, что, к сожалению, его невозможно использовать в обычном концертном зале из-за отсутствия соответствующих технических возможностей.

    По дороге на концерт мы с Еленой Клочковой, автором книги «Библейские симфонии Алемдара Караманова», купили для исполнителей роскошные букеты свежих роз. К счастью, по окончанию концерта цветов было так много, что я могла вручить один из букетов для исполнителя, которому он изначально не предназначался. Это был концертмейстер первых скрипок, исполнивший соло скрипки в седьмой части «Одеждами, смоченными ароматами». В книге Елены Клочковой указывается, что соло скрипки передает плач и слезы Марии Магдалины. К сожалению, я не узнала фамилию этого замечательного скрипача, она не указана и в программке, но когда слушала на концерте и потом на диске его вдохновенную игру, то ни минуты не сомневалась, что такое проникновенное, божественное исполнение совершалось при участии высших сил - это они водили его смычком по струнам, и скрипка, как живая, плакала, рыдала в замеревшем от сострадания и сочувствия огромном зале.

    На последних аккордах восьмой части «Его здесь нет, Он воскрес», с обеих сторон сцены, из-за кулис быстрым и плавным потоком вытек и совершенно бесшумно разместился огромный - 150 человек - хор, вышли и сели на стулья перед пультом дирижера тенор и новый дирижер. Мы привыкли к тому, чтобы хор размещался на сцене перед началом исполнения, и вот эта традиция была исключительно успешно нарушена. Думаю, что этот стремительный и бесшумный выход хористов с двух сторон сцены, поразивший моё воображение, придумал и отрепетировал дирижер Александр Иванович Жигун, сменивший за пультом дирижера Владимира Шейко.

    В жизни любого человека всегда можно найти те или иные знаковые, судьбоносные моменты. В жизни же Алемдара Караманова, изначально находящейся под покровительством высших сил, дирижер и художественный руководитель Народной академической хоровой капеллы «Почайна» Александр Иванович Жигун занимает особое и важное место. Осенью 2005 года он позвонил Алемдару и сказал, что хочет исполнить что-либо из его хоровых сочинений. Алемдар отослал его ко мне, поскольку я являюсь библиотекарем и хранителем нот многих сочинений Алемдара. По его просьбе я отксерокопировала партитуры Реквиема, Stabat Mater, и других хоровых сочинений. Александр Иванович очень обрадовал меня, сказав, что будет играть Реквием. Реквием, написанный в 1971 году, ещё ни разу не исполнялся, поэтому я со светлой надеждой, что прозвучит ещё одно сочинение Алемдара, отдала все отксерокопированные ноты и все партии Реквиема прибывшему за ними сотруднику Украинского культурного центра Александру Ивановичу Семако, другу Александра Ивановича Жигуна, с условием, что я приеду в Киев на эту мировую премьеру и увезу партии Реквиема обратно в Москву.

    Реквием Алемдара Караманова был впервые исполнен в Киеве на Страстной неделе, 18 апреля 2006 года, в зале Национальной филармонии Украины на Владимирском спуске. Грандиозное звучание музыки ошеломило всех, успех был огромный, Александр Иванович Жигун повторял на бис несколько частей. Я привезла в Москву не только ноты Реквиема, но и прекрасную, высококачественную запись музыки, сделанную на концерте сыном Александра Ивановича Евгением. К счастью, к этому времени мой муж Евгений Павлович Крылатов приобрел машинку для копирования дисков, и я размножала диск с Реквиемом по мере возникновения необходимости в нем. Музыка Реквиема производила просто магнетическое воздействие, её хотелось слушать снова и снова, и я прекрасно понимала, что этот магнетический заряд, заложенный в сочиненный Алемдаром музыкальный текст, был не просто понят дирижером, Александр Иванович Жигун вложил в исполнение свой собственный магнетизм, свою могучую энергию и мощь, достойную этой исполинской, космической музыки.

    На Светлой Пасхальной неделе, 25 апреля 2006 года, в Санкт-Петербурге дирижер Александр Титов сыграл Двадцатую симфонию Алемдара Караманова «Блажени мертвии». Замечательное исполнение в замечательном филармоническом зале с колоннами, с аншлагом и большим успехом. После концерта я поздравила Александра Титова, забрала партитуру и партии симфонии и передала ему диск с Реквиемом. Это сочинение так ему понравилось, что он решил включить исполнение его в свои творческие планы.

    Диск с Реквиемом я отдала ещё одному дирижеру, Евгению Бушкову, и он включил исполнение Реквиема в абонементный концерт оркестра на 19 января 2007 года в Москве, в концертном зале им. П. Чайковского.

    25 июня 2006 года в Национальном органном зале Украины в Киеве была исполнена оратория Алемдара Караманова Stabat Mater. Ныне на современном уровне отремонтированный красивый концертный зал раньше был католическим собором с прекрасной акустикой, поэтому звучание оратории оказалось просто необыкновенным - мощная музыка взлетала вверх, под огромный купол, а на стене собора, под куполом, над оркестром и хором сияла Богоматерь... «Воспламененный и вознесенный ради Тебя, Дева, буду защищен в день судный... Когда тело умрет, сделай так, чтоб душе была дарована райская слава!»... Музыка так сильно воздействовала на меня, что по окончании концерта я не могла встать, была в оцепенении и не могла пошевелиться, не могла подойти к Александру Ивановичу Жигуну и вручить купленный для него букет роз - это сделала сидевшая рядом со мной женщина.

    О том, что он сыграет Stabat Mater, Александр Иванович сказал сразу после исполнения Реквиема, тогда же он сказал, что в декабре исполнит «Совершишася». После премьеры Реквиема я уже безоговорочно доверяла этому выдающемуся человеку, его проницательному уму и твердому, решительному характеру. Поэтому перед поездкой в Киев на исполнение Stabat Mater недели две я занималась ксерокопированием оркестровых партий всех десяти частей «Совершишася». К счастью, замечательно отксерокопированные четыре партитуры десяти частей «Совершишася» привезла из Симферополя директор Фонда А. Караманова Ирина Петровна Силинг - это значительно облегчило мне задачу по подготовке нотного материала. Чемодан с партитурами и оркестровыми партиями «Совершишася» я привезла в Киев в день исполнения Stabat Mater.

    Зрители, оказавшиеся на мировой премьере «Совершишася» в Национальном дворце «Украина», даже не подозревали, сколько чисто технической работы было необходимо проделать для того, чтобы в этом дворце зазвучала музыка симфонии. Прежде всего, много лет назад мне надо было уговорить Алемдара Караманова, чтобы он привез единственную авторскую партитуру «Совершишася», которую он никогда и никому не доверял, в Москву, чтобы за то время, что он в Москве пробудет, сделать с неё ксерокопию. Прошло ещё немало лет, пока эта единственная ксерокопия партитуры попала к переписчикам. Несколько месяцев продолжалась работа по расписке оркестровых голосов и хоровых партий. С этого объемного материала мною были сделаны ксерокопии для Киева. В Киеве предстояла ещё немалая работа: надо было размножить квинтеты струнных групп всех десяти частей симфонии и распечатать единственную хоровую партию для 150-ти хористов. Ещё до проведения совместных репетиций всем исполнителям надо было выучить нотный текст.

    Симфонический цикл «Совершишася» был закончен Алемдаром Карамановым в Крыму, в родном г. Симферополе, в марте 1966 года и впервые исполнен 13 декабря 2006 года в Украине, в г. Киеве. Сорок лет это сочинение терпеливо ожидало своего часа. Господь спасал «Совершишася» от недостойных, неуважительных попыток без веры и любви озвучить его, от попыток осквернить, искорежить, искромсать нотный материал в угоду личным амбициям. Именно Александр Иванович Жигун — настоящий подвижник, человек большой души и подлинной веры в Господа, смог возглавить организацию мировой премьеры симфонического цикла. Надо было найти спонсоров, чтобы оплатить за два дня аренду Национального дворца «Украина», оплатить полиграфию и рекламную кампанию, оплатить исполнителей. Надо было объединить и разумно распределить усилия всех организаторов премьеры.

    При исполнении любого оркестрового сочинения главную роль играет стоящий за пультом дирижер. На мировой премьере «Совершишася» было два выдающихся дирижера - Владимир Шейко (1-8 части) и Александр Жигун (9-10). Исполнение ими симфонии было настолько потрясающим, вдохновенным, мощным, что, когда звучала восьмая часть «Его здесь нет, Он воскрес», у меня появилось ощущение присутствия в зале Бога.

    Александр Иванович Жигун дирижировал девятой частью «Были всегда в церкви» и десятой - «В славе Отца Своего». Это финальные части симфонии с оркестром, хорами и солистом - тенором. К сожалению, я не знаю украинского языка, и не совсем смогла понять слова, которые пели хоры и солист. Однако, для Москвы у меня оставался, благодаря трудам Ирины Петровны и Игоря Борисовича Силинг, ещё один экземпляр партитуры «Совершишася», и оттуда привожу слова псалма Давида № 117: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Израилев, да скажет ныне дом Ааронов: Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, Он благ, Он благ, ибо вовек милость Его. Из тесноты воззвал я к Господу, и услышал меня и на пространное место вывел меня Господь. Все народы окружили меня, обступили меня, окружили меня, как пчёлы сот, сильно толкнули меня, чтоб я упал, но Господь поддержал меня». Эти слова поет тенор в сопровождении оркестра, потом вступает хор с такими словами: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших». Далее хор мальчиков поет: «Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй! Господи, Боже мой! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй! Господи, Боже мой! Благословен грядущий во имя Господне!» После хора мальчиков эти же слова поет большой хор.

    Тенор, хор мальчиков и большой хор в сопровождении органа и оркестра поют: «Ты - Бог мой: буду славить Тебя, славить Тебя, славить Тебя, славить Тебя, славить Тебя. Бог Господь и осиял, и осиял, и осиял нас. Ты - Бог мой: буду славить Тебя; Ты - Бог мой, буду славить Тебя; славить, славить, славить Тебя».

    Хор в сопровождении оркестра поет: «Ты - Бог мой буду славить Тебя, славить Тебя, славить Тебя, буду превозносить Тебя».

    И, наконец, в финале симфонии при звучании всех инструментов оркестра тенор, хор мальчиков, и большой хор вместе поют «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

    Когда отзвучали последние аккорды, чтобы поздравить исполнителей с замечательной премьерой, на сцену под аплодисменты зала вынесли корзины с цветами и поднялись несколько человек. Высокий благообразный священник вручил Александру Ивановичу Жигуну орден Андрея Первозванного, Александр Иванович произнес вдохновенную речь на украинском языке, приехавший из Москвы Президент Фонда «Русское исполнительское искусство» В.И. Ворона вручил сыну Алемдара Олегу, приехавшему на концерт из Ялты, диплом о присуждении Алемдару Караманову гранта на 2006-2007 г.г.

    Корзина цветов от Президента Украины Виктора Ющенко была необъятных размеров и невероятной красоты. Мне очень хотелось, чтобы эту корзину увезли в Симферополь, к Алемдару, но из-за размеров её невозможно было бы внести в купе поезда. Гости из Симферополя, родственники жены Алемдара, по моей просьбе взяли для него другую корзину цветов, более приемлемую по размерам для провоза её в купе поезда, однако, по каким-то причинам, довезти её до Симферополя не удалось.

    После завершения Алемдаром Карамановым симфонического цикла «Совершишася» в 1966 году, за прошедшие сорок лет сколько удивительных открытий было сделано человечеством во всех областях науки, техники и медицины, как бурно и стремительно шел технический прогресс, какие потрясающие новшества вошли в нашу жизнь - Интернет, мобильная связь. Но за прошедшие годы не появился на земле ещё один человек с такой же феноменальной музыкальной одаренностью, какую Господь ниспослал Алемдару Караманову, который так же, как он, вложил бы свою глубокую веру, любовь к Господу и могучую силу духовного озарения в свое музыкальное творчество. Почему? Почему не появилось новое симфоническое музыкальное Евангелие? Почему природа, такая щедрая на технические таланты, так скупа на музыкальные? «Явление гения - это природы усилье», - написал наш гениальный поэт Евгений Евтушенко. Так почему же природа не торопится, а бережет свои усилия, почему? Я не знаю ответа на этот вопрос. Может быть, потому, что мы так невнимательно и небрежно относимся к тем музыкальным гениям, которые она уже нам послала? Ведь Алемдару Караманову сорок лет пришлось ждать, пока не появился такой подвижник, как Александр Иванович Жигун, и не организовал исполнение «Совершишася». А может быть, потому, что материальная сторона в нашей жизни слишком довлеет над духовной?

    В 1992 году по телевидению была показана передача «Великое неизвестное» о композиторе Алемдаре Караманове, автором и ведущей которой была певица Лина Мкртчян, а режиссером и оператором Александр Фатеев. В конце передачи Алемдар Караманов, сидя за своим рабочим столом в родном доме, где он создал все свои грандиозные симфонии, обращаясь к нам, телезрителям, говорит: «Я хотел бы, чтобы человечество отложило ненадолго свои дела, улеглось бы в колыбель и прослушало музыкальное Евангелие «Совершишася». Да зазвучит оно!». Игорь Борисович Силинг, председатель Международного конкурса молодых пианистов Алемдара Караманова в номинации «Звучащий Интернет», создал в Интернете сайт, на котором можно получить подробную информацию о «Совершишася» и полностью прослушать этот симфонический цикл. Когда Алемдар Караманов в 1992 году высказывал свое на тот день нереальное пожелание в телеэфир, он и представить себе не мог, как это пожелание может осуществиться: сегодня, благодаря возможностям Интернета, «Совершишася» доступно слушателю в любой точке земного шара!

    Правда, вопрос о колыбели и отстраненности от мирских дел навсегда останется открытым. Находясь в колыбели, человек ещё не обременен тяжкой заботой о своем бытовом благополучии, его душа чиста и открыта для всего светлого и прекрасного. В процессе жизни мирские дела могут раздавить человека, сокрушить его ум и волю и даже физически уничтожить. Каждый выбирает свой жизненный путь по велению собственной души.

В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину» написал:

 

... где,

когда,

какой великий выбирал путь,

чтобы протоптанней

и легшее?

 

    Не выбрал такой путь и Алемдар Караманов. Он мог остаться в Москве и заниматься своим карьерным ростом, тем более, что Тихон Николаевич Хренников, в ту пору Председатель Союза композиторов СССР, высоко оценил талант молодого Алемдара и обещал ему помощь и поддержку. Но Алемдар оставляет Москву, уезжает в родной Симферополь и в феврале 1965 года начинает работу над симфоническим циклом «Совершишася».

    О причинах своего отъезда из Москвы и о своей дальнейшей работе и жизни в родном Симферополе Алемдар неоднократно говорил в беседах с журналистами и музыковедами. Приведу его слова из беседы с журналистом и режиссером Александром Фатеевым, которая состоялась в родном доме Алемдара в мае 1999 года: «... вся моя музыка религиозного периода, вся эта огромная кипа, начиная от Евангелия - «Совершишася» и кончая Апокалипсисом» - «Бысть», все от начала до конца написано исключительно по вдохновению, по услышанию свыше. Каждая нота, каждый глагол - это была Божья воля. Это не мои глаголы - это Божественная музыка, которую нужно знать...».

    На вопрос А. Фатеева: «А что такое - видеть Христа?» Алемдар Караманов отвечает так: «Это значит - слушать мою музыку, клянусь вам, истинно. А я ещё яснее вижу все Его чувствования. Ведь сказано, Апостол Павел говорит: «Братья, у вас должны быть такие же чувства, что у Иисуса Христа». Вот это и есть видение Христа, от чувства. Он мне явился духовным образом, я Его не видел своими плотскими очами, но тем более Он проникнул всю мою сущность Духом Святым и поднял меня на небо, и я ходил три дня на небесах, а потом стал писать музыку, и Дух запел».

    Приведу цитату из книги исследователя творчества Алемдара Караманова, кандидата искусствоведения Елены Клочковой «Библейские симфонии Алемдара Караманова»: «Слово "совершилось" для А. Караманова очень важно, потому что оно в религиозной трактовке имеет свой, не совпадающий с обыденным значением, смысл. Совершение - это исполнение, но исполнение не своей воли, а воли Божьей, что означает "не полагаться на самих себя, а утверждаться в Боге". Так как А. Караманов считает свое новое религиозное творчество приходом к Богу, то и первое произведение, созданное после "духовного прозрения", представляет этот период как совершившийся по воле Божьей. Поэтому в названии цикла заложена не только евангельская программа, но и констатация того, что по воле Божьей, по Божьему промыслу произошло духовное приобщение самого автора».

    Меня радует, что я могу свой рассказ о мировой премьере «Совершишася» украсить и закончить ещё одной цитатой из этой замечательной книги Елены Клочковой, опубликованной в издательстве «Классика-XXl» в 2005 году. Эта большая цитата - финал раздела книги «Свет и красота», эпиграфом к которому взяты слова Алемдара Караманова: «Жизнь во всей её красоте - именно в этом и есть главная религиозная заповедь»:

    «Караманов не ищет красоты. Она для него данность, самая сокровенная сущность его музыки. Для воплощения Божественных образов Караманов демонстративно - и с обезоруживающей смелостью - привлекает самое традиционное средство: легко запоминающиеся мелодии, отличающиеся кантиленностью и благозвучием. Правда, простота эта сочетается с богатой и нарядной гармонией и оркестровкой. "Красота" в собственно музыкальном её выражении оказывается у Караманова неразрывно связанной со стремлением к непрерывному мелодическому развертыванию, с секвентностью, иногда достигающей десятков повторений. Такая протяженность объясняется тем, что в секвентных цепочках композитор сочетает как экспозиционный, так и разработочный принципы. Отрицанию секвенций многими современными авторами, считающими секвенцию безнадежно устаревшей и, к тому же, безнадежно пошлой, Караманов противопоставляет апологию этого принципа. Для него он - естественная форма проявления религиозной эмоции, медитации, экстаза, а потому исключающая какие-либо ассоциации с музыкой недуховного содержания. К чему он на самом деле стремится, так это к откровению вечной красоты, априорно связанной с Богом - добром и благом. В музыке Караманова открывается религиозное понимание красоты, близкое многим русским философам. Вот что пишет об этом о. Сергий Булгаков: "Бог открывается человеку не только в Премудрости, но и в Красоте. Это значит, что восприятие красоты не есть субъективное ощущение человека... но видение объективного начала — явленной в мире Божественной славы... мир является в такой же мере откровением Истины, как явлением Красоты..."'

    Ореол красоты буквально "витает" над всеми религиозными симфониями Караманова. Звуковое космическое пространство его музыки - живописующее величественное разнообразие вселенной - само по себе олицетворяет идею красоты. В связи с этим вспоминаются слова Н. Бердяева: "Космос и есть красота как сущее"».

    

Великая благодарность всем организаторам и спонсорам мировой премьеры «Совершишася - приведу их в том порядке, как они указаны в программе концерта:

Национальный университет «Киево-Могилянская академия»

Национальная радиокомпания Украины

Секретариат Президента Украины

Государственное управление делами

Творческое агентство «Простор музыки»

Всеукраинское Товарищество «Просвещение» им. Тараса Шевченко

Генеральный спонсор концерта компания Sport Consulting

Спонсоры Полтава-банк и компания «Actra».

 

Великая благодарность исполнителям:

   

Заслуженному академическому симфоническому оркестру Национальной радиокомпании «Украина»

    Академическому хору им. П. Майбороды Национальной радиокомпании «Украина»

    Народной академической хоровой капелле «Почайна» Национального университета «Киево-Могилянская академия»;

Хору мальчиков Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского;

 

Великая благодарность дирижерам и солистам:

Заслуженному деятелю искусств Украины дирижеру Владимиру Шейко; Заслуженному артисту Украины дирижеру Александру Жигуну; Народному артисту Украины Виктору Скоромному; Лауреату международных конкурсов Алле Шейко; Солистам: О Госачинскому - виолончель; С. Бортнику - тенор.

   

Ещё моя личная и глубокая благодарность концертмейстеру первых скрипок, вдохновенно и пронзительно сыгравшему соло в седьмой части «Совершишася» - «Одеждами, смоченными ароматами».

   

Благодарю Тебя, Господь наш Вседержитель, что наделил Алемдара Караманова могучим музыкальным талантом и ниспослал ему духовное озарение и вдохновение, чтобы создать во славу Твою симфоническое музыкальное Евангелие «Совершишася».

30 декабря 2006 г. - 8 января 2007 г. Москва

 

 

 

 

 

Главная Фото Пресса Гостевая


© Игорь Силинг, 2006

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz